Строительная арматура Двутавровая балка Квадрат стальной Круг Лист оцинкованный, стальной Уголок металлический, стальной Швеллер стальной, швеллер гнутый 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 24, 30 Полоса Труба бесшовная Труба профильная
Арматура Балка Квадрат Круг Лист Уголок Швеллер Полоса Труба бесшовная
Труба ВГП
Труба электроcварная
Трубы профильные

Сварка под микроскопом. Как обнаружить дефект?

Сварка под микроскопом. Как обнаружить дефект?

Качественная сварка – первостепенное условие надежности всей конструкции, а в отдельных случаях (например, швы на корпусе корабля) – и залог безопасности. Важно, чтобы дефекты в сварочных соединениях можно было обнаружить быстро, а способы выявления таких недостатков были максимально удобными. В противном случае это чревато трагедиями, если речь идет о целостности судна, например, или же крупными финансовыми потерями и простоями, если речь будет идти и некачественных швах на подъемных кранах, к примеру.

Погрешности в сварочных соединениях могут быть как внутри, так и с внешней стороны. Когда нарушены размеры (это касается и формы) шва, то неизменно возникает внешний дефект. Из-за наплывов истинный размер шва сложно установить, к тому же в соединении в определенных точках излишне концентрируется напряжение. Наплыв получается от того, что расплавленный металл стекает на холодный. Причина – конец электрода сдвинут, а сила тока слишком большая. Среди других внешних дефектов различают подрезы (небольшие ямки там, где основной металл соединен со швом). Причина – все та же чрезмерная сила тока. Искаженные размеры швов могут доставить неприятности. В случае если они завышены, материала уйдет больше и возможны изменения формы. Заниженные размеры подвергают риску прочность шва. Неравномерный шов (шире и уже в отдельных местах) получается, если неправильно двигать электродом, проводя сварку вручную. Толстые швы – результат недостатка силы тока, ее неотрегулированности. Большая сила тока, но низкая скорость сварки приведут к прожогам, а если жидкость или ржавчина попадут в точку сварки – не избежать трещин. Все наружные недостатки легко увидеть и измерить, чего не скажешь о внутренних дефектах.

Металлический шов в отдельных точках может быть не сплошным, а целостность его, вероятно, окажется нарушенной. Не правильно проваренные места приводят к излишней концентрации напряжения, а появляются из-за недостатка силы тока, грязи в месте сварки или электрода большего, чем нужно, диаметра. Проводя испытания металлов на растяжение, можно выяснить целостность металлической конструкции и ее плотность. Нарушить плотность в шве могут включения инородного (неметаллического) материала. Это существенный удар по прочности изделия, результат необнаруженных вовремя загрязнений или нарушения сварочных технологий. Самые опасные - внутренние трещины, они главный бич по прочности конструкции и причина катастроф. Хуже всего, что их практически нельзя заметить. Еще одна неприятность – поры газовые, из-за них страдает непроницаемость шва.

Внешние дефекты легко обнаруживаются осмотром и измерениями соединительных швов (но только после того, как шов хорошо очищен). Во время строительства судов особо важно проверить непроницаемость шва (при помощи струи воды или воздуха, отделение заполняют водой под давлением). Обнаруженный дефект может привести к тому, что часть шва придется вырубить и опять заварить.

Лабораторные испытания требуют образцов – иногда нужна целая конструкция для опытов, что стоит не очень дешево, но зато позволяет получить в результате испытаний ценные и достоверные сведения о надежности и качестве сварки, именно лаборатория металлов дает экспертную оценку качеству шва.

Качество выполненной работы можно проверить приборами – просветить рентгеновским лучом, прослушать (дефект находят ультразвуком). Еще вариант – намагничивание. Засверливание в определенной точке контроля также позволяет выявить внутренний дефект. Правда, шов потом придется восстановить, однако это безопаснее недосмотренного дефекта шва.

Bookmark and Share

Назад в раздел - Статьи