Арматура | Балка | Квадрат | Круг | Лист | Уголок | Швеллер | Полоса | Труба бесшовная Труба ВГП Труба электроcварная |
Трубы профильные |
Транспортировку природных ресурсов, отопительные системы, водообеспечение, отвод сточных вод и многое другое невозможно себе представить без труб. А точнее, без трубопроводов. И эти трубопроводы, для регулировки движения жидкости, газа пороков или суспензии, конечно же оснащаются клапанами, кранами, задвижками – элементами трубопроводной арматуры.
Трубопроводная арматура предназначена для запирания рабочей среды, регулировки рабочих показателей и направления движения среды, а так же для защиты и предохранения всевозможных приборов от резкого изменения параметров среды (например, повышение давления в трубопроводе) .
В быту наибольшее распространение получили элементы запорной арматуры – шаровые и пробковые краны и вентили. На магистральных трубопроводах эту функцию выполняют задвижки. Отечественные пробковые краны предназначены для систем газопровода, изготовлены из латуни и имеют рабочий диаметр (Ду) – 15мм. Шаровые краны изготавливаются из латуни или стали. Хотя сейчас большое распространение получили импортные краны, зачастую сделанные из силумина, что никак положительно не влияет на прочность и долговечность запорного элемента. Шаровые краны бытового предназначения изготавливаются диаметром от 15мм. Вентили бывают чугунные, стальные и латунные. Диаметр – от15мм до 80мм.
Задвижки бывают стальными и чугунными. Основные размеры Ду – 50, 80, 100, 150 и 200мм. Есть, конечно и бóльшие – и 600мм и 1000мм. В Книге рекордов Гиннеса занесен факт изготовления и установки задвижки с рабочим диаметром 12000мм, выдерживающей давление 1000 атмосфер и температуру среды 2000˚С! Помимо материала, из которого сделана задвижка, и диаметра, задвижки классифицируются по рабочему давлению. В среднем, чугунные выдерживают от 6 до 16 атмосфер, а стальные – до 40. Еще один важный элемент классификации – материал, из которого сделан клин (сам элемент запирания). Он может быть стальным, латунным (или бронзовым) и из обрезиненного металла. Правда, последние не нашли широкого применения и занимают в общем объеме производства задвижек очень незначительную часть.
В промышленности использование трубопроводной арматуры не ограничивается лишь запорными элементами. Там их функции гораздо шире. И для удовлетворения производственных предприятий в их запросах, существуют целые крупные заводы, специализирующиеся исключительно на изготовлении запорной арматуры, такие, например, как Конотопский арматурный завод. Зачастую эти предметы регулирования движения сред в трубопроводах ничем не напоминают привычные нам краны и вентили. Сложной формы, напичканные всякими механизмами и электроникой – они больше напоминают какую-то запчасть от космического корабля, нежели, скажем, клапан. И при виде таких замысловатых конструкций невольно проникаешься уважением к элементам трубопроводной арматуры и начинаешь понимать их значимость.